Итак, проведя в Риме около пяти лет, Микеланджело заключает договор с кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на создание скульптурной группы «Оплакивание Христа» или«Пьету». Микеланджело в договоре обещает, что закончит произведение в течение года. Его новый влиятельный покровитель Якопо Галли, банкир и собиратель античных древностей, без которого договор не состоялся бы, уверяет, что это будет лучшее мраморное изваяние, существующее сегодня в Риме, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше. Создавая свое «Оплакивание», Микеланджело создал образ богоматери с молодым «нестареющим» лицом, поддерживаемым божьей благодатью, как он объяснял, и лежащим у нее на коленях умершим Христом. «Пьета» не была закончена в срок предусмотренный договором, но в остальном – Микеланджело полностью оправдал доверие своего поручителя.
Римская «Пьета» сделала Микеланджело известным во всей Италии и вызвала всеобщий восторг, когда была установлена в капелле девы Марии в соборе св. Петра. Микеланджело часто приходил туда и однажды стал невольным свидетелем разговора двух людей, восхищавшихся скульптурой и утверждавших, что скульптуру сделал другой мастер. Микеланджело не решился вмешаться в разговор и сообщить, что это он создал скульптуру. Но поздно ночью он взял фонарь и инструменты и прокрался в собор. На складке платья он красивыми буквами высек: «изваял флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.